Тихо, идет репетиция!

В Мотыгино действует единственный в России сельский драматический театр

С десяток свежих постановок в год, аншлаги на премьерах, зрительские овации в Красноярске, Лобне, Магадане. И масса дипломов лауреатов конкурсов и фестивалей – краевых, федеральных, международных. Все это – о Мотыгинском драматическом театре, подобных которому (среди поселков с населением менее 10 тысяч человек) в стране больше нет. Вот уже четверть века он радует своим искусством жителей района.

Всегда полный зал

По пятницам и субботам мотыгинские почитатели Мельпомены откладывают дела в сторону и спешат в симпатичный деревянный особнячок, что спрятался в окружении берез на берегу Ангары. Эти дни здесь так и называют: театральные. Вечером будет спектакль! За 25 лет – более 250 постановок. Классика, современная драматургия, комедия, сказки… И всегда полный зал.
– У нас не репертуарный театр. То есть мы ставим спектакль, отыгрываем его 7–9 раз и сразу делаем новый, – говорит заместитель директора Мотыгинского драматического театра Ольга Худякова. – Такая у нас специфика: жителей в поселке и районе немного, зритель быстро «заканчивается»… Но если люди хотят – можем восстановить. Так получилось с «Осенней скукой» – она три раза возвращалась на сцену.

Днем строители, вечером – актеры

Откуда в Мотыгино такая тяга к прекрасному? Мне рассказали: в 30-х годах прошлого века район стал местом ссылки сотен интеллигентных людей. Именно они «завезли» сюда культуру. Вы только представьте: всего 50 дворов, 300 человек – и свой народный театр!
Спустя 60 лет, в декабре 1993 года, он получил официальный статус муниципального, профессионального. И случилось это благодаря стараниям его первого режиссера, Анатолия Быкова. Родом из поселка Первомайск, он окончил Кемеровский институт культуры и вернулся в родные места. Работал в том самом народном, руководил детской студией. А душа требовала большего. Идейного вдохновителя поддержал глава администрации района Юрий Феклин. Принял решение о передаче здания бывшего клуба Ангарской геолого-разведочной экспедиции для театра.
Листаю старые фотографии… Игорь Мутовин, Сергей Халевин, Александр Зябко, Павел Повторейко, Галина Прач, Ольга Рукосуева, Елена Александрова, Роман Полуэктов, Татьяна Гаврюсева, Никита Ширманов, Ольга Ханкова, Виктор Дементьев. Специально называю всю первую труппу поименно – многих уже нет в живых, но след после себя оставили.
И какой! Вечером играли на сцене Дома культуры, а днем как проклятые вкалывали в клубе: делали капитальный ремонт. Сами, без профессиональных строителей, на чистом энтузиазме – потому что верили в свой театр.
Внутреннее оформление выполнено по эскизам замечательного художника Павла Оринянского (сейчас он работает в Москве). Особенно камерным и уютным получилось фойе.
– Здание снова меняет облик, все-таки прошло 25 лет. А это место жалко трогать: у каждого предмета – своя история. Колонны, люстры, диваны, – водит меня по залу и. о. начальника управления культуры района Анастасия Ходько. – Мотыгинцы его очень любят. Ночь театра тут недавно проводили, утренники. Теперь думаем, как отремонтировать фойе так, чтобы сохранить дух этого места.

«Любовь и голуби»

– Стали показывать спектакли, начали приезжать актеры из Красноярска и других городов: мы заявки делали в училища, – продолжает Ольга. – Сейчас актерская труппа – 12 человек. Все с профильным образованием, молодые профессиональные актеры: местные самородки и приезжие. Вот недавно приехал к нам Николай Горлов из Санкт-Петербурга.
Театр «выстрелил» 16 лет назад. Спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» (режиссер Сергей Ханков) на «Театральной весне» в Красноярске забрал все призы, что только на фестивале были: за режиссуру, постановку, музыкальное оформление, главные роли.
А дальше, как говорится, дело пошло – список достижений труппы на полосе не поместится. Кажется, что творческому коллективу по силам решительно все. Насчет «Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира» не знаю, а вот «Любовь и голуби» мотыгинская сцена увидела.
– Так все боялись этого спектакля! – вспоминает Ольга Худякова. – Ведь у всех фильм перед глазами, многие его наизусть помнят. Представьте, какую ответственность на себя взял режиссер Владимир Белоусов – такое поставить! Люди шептались, скептически на это дело смотрели. А в итоге хохотали так… Аншлаги все 10 показов! Выстроили голубятню, вход в дом. Основная линия была традиционной, но режиссер мало того что очень удачно распределил роли (вы только взгляните на афишу! – НКК). Он перенаправил публику к первоисточнику – пьесе Владимира Гуркина, чтобы ее захотелось прочитать.

У нас теперь интереснее!

Но и это не все. Театр стал участником федерального проекта «Развитие культуры и туризма» и открыл перед собой и зрителями новые горизонты.
– Помню, как мы раньше перетаскивали вручную прожекторы, крутили их. А вот софиты 50-х годов прошлого века, – Ольга Худякова показывает мне раритет – четыре обыкновенные лампочки накаливания, от которых то и дело плавились цветофильтры. – Сейчас все по-другому, современно. Интересно теперь у нас.
По-другому – это новейшее звуковое и световое оборудование, сцена, удобные кресла в зрительном зале, спецэффекты. Взять «Золото» по Джеку Лондону: раздвинулся занавес – и ты уже на Аляске. Пароход, крики чаек, гудки, на заднике бликуют волны…
А еще – возможность приглашать на постановки режиссеров и хореографов из столицы, заказывать пошив костюмов в Москве и Санкт-Петербурге. В 2018 году спектакли ставили три приезжих режиссера – Владимир Белоусов, Александр Ряписов, Дмитрий Турков.
– Каждый режиссер – он же еще преподаватель актерского мастерства, пластики. Каждый вносит что-то новое, и наши ребята с удовольствием учатся, – объясняет Ольга Худякова. – Наставникам тоже интересно. Они говорят: наш актер – живой. Он не избалован столичными подмостками, он естественен.
– В этом году по проекту добавилась покупка автобуса для гастролей. Ведь наш театр востребован и в районе, и за его пределами, – продолжает разговор Анастасия Ходько. – В Северо-Енисейске недавно ребят принимали просто восторженно. Люди и смеялись, и плакали – нарвали актерам столько цветов, что, наверное, у самих не осталось (смеется).
…Всего 25 лет – и целая история. Мотыгинский зритель в хорошем смысле избалован. Он примеряет на себя роль критика, не пропускает ни одной премьеры, разбирается, обсуждает. Театр уже воспитал целое поколение поклонников, которые когда-то смотрели спектакли в детстве, а теперь приходят сюда со своими детьми.
Для информационной поддержки деятельности театров муниципальных образований Красноярского края газета НКК совместно с крупнейшей золотодобывающей компанией России «Полюс» реализует спецпроект «Сцена и ценности».
В 2017 году Мотыгинский театр вошел в число победителей второго регионального конкурса театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон», организованного компанией «Полюс». И получил грант на оплату расходов, связанных с участием в фестивале современного искусства «Территория. Магадан».
Андрей Курочкин
Дата: 17 мая 2019